Стили садово-паркового искусства. Основные стили садово-паркового искусства
Стили садово-паркового искусства. Основные стили садово-паркового искусства
История садово-паркового искусства насчитывает более восьми тысячелетий. Стили садов, сформировавшиеся за столь длительное время, подобно другим видам искусства (архитектуре, живописи, литературе) являлись отражением эпохи. До XIX века сады большей частью создавались для знати и служили «визитной карточкой» правящей элиты. Именно поэтому в садах с такой силой и выразительностью проявились национальные и религиозные особенности, а также мировоззрение человека и отношение его к природе.
В настоящее время выделяют следующие стили садово-паркового искусства:
1. Регулярный стиль
Регулярный стиль достиг своего расцвета в XVII веке во Франции и связан с именем Людовика XIV. Его правление – апогей французского абсолютизма. Легенда приписывает Людовику XIV изречение «Государство – это я».
Версаль – загородная резиденция короля – наиболее ярко отражает идею централизации власти и прославления «короля-солнца». Прямые аллеи, лучами сходящиеся к центру (дворцу); символика власти, отраженная в парадных цветниках; причудливые формы стриженых деревьев, зеркальная гладь искусственных водоёмов – все это символизирует абсолютную власть монарха не только над людьми, но и над природой.
Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:
- Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.
- Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.
- Ярко выражена основная ось композиции – стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.
- Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.
- Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.
- Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.
- В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.
Произведение садово-паркового искусства. Садово-парковое искусство, искусство создания садов, парков, скверов, бульваров
Садово-парковое искусство , искусство создания садов, парков, скверов, бульваров и других озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства - в использовании для организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик, и в объединении в единое целое элементов природы и художественного творчества. Практика зелёного строительства включает помимо создания озеленённых участков подбор растений для различных климатических и почвенных условий, посадку растений и уход за ними, размещение и группировку растений в сочетании с архитектурными сооружениями, водоёмами, дорогами, площадками, скульптурой . Многообразные композиционные приёмы садово-паркового искусства можно свести к 2 основным принципам: регулярному (геометрическому) и пейзажному ( живописному , имитирующему естественный ландшафт). Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и т. д. Планировка садов в Древнем Египте (особенно в период Нового царства) отличалась строгой регулярностью: главное здание располагалось в центре, прямая аллея соединяла его с входом на участок и являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на 2 равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоёмы. В государствах Древнего Двуречья существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне , VII в. до н. э.). В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы (Гефестейон в Афинах , вторая половина V в. до н. э.), а иногда и центры города (например, афинскую агору). Уже в V в. до н. э. были распространены регулярные сады, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев. С IV-III вв. до н. э. при жилых домах разбивались небольшие садики, единственным декоративным акцентом в которых являлось дерево, фонтан или отдельно стоящая скульптура. В древнеримском садово-парковом искусстве большую роль играли искусственные водоёмы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники, излюбленными малыми формами были трельяжные изгороди, беседки-перголы. Сады, окружённые колоннадами, выделялись детальной взаимозависимостью природных и архитектурных форм. Типичны садики домов-перистилей (известны по раскопкам Помпеи и Геркуланума ).
Садово-парковое искусство Франции. Садово-парковое искусство Франции XVII-XVIII веков
В XVII в. центры развития ландшафтной архитектуры перемещаются из Италии на север, прежде всего во Францию. Используя известное им наследие, французы создали свою школу садово-паркового искусства, так называемый «французский» сад. Во Франции выросли целые династии профессиональных садоводов, которых смело можно назвать ландшафтными архитекторами. Младший представитель семьи Ленотров – Андре вошел в историю как один из лучших представителей этой профессии. Он создал Во-ле-Виконт близ г. Фонтенбло, Тюильри в Париже, Марли близ Лондона и др.
Вершиной его творчества стал Версаль. По размаху и изысканности с Версалем могут сравниться лишь русские дворцово-парковые ансамбли ХУ111 в. под С.-Петербургом. Ленотр впервые создает большие по своему пространству сады, планы каждого из которых объединял единый замысел (ранее «лоскутное одеяло»). Парк возведен на искусственно выровненной почве. Высокие грабы создают подстриженные стены аллей и боскетов. Доминантой является дворец, зрительно возненсенный на вершину пространственной пирамиды и мыслившийся центром парка, продолжением которого становились город и вся страна. Как все дроги Франции сходились к королю, уподоблявшемуся Солнцу, так к дворцу сходились лучи аллей. В Версале даже канал ориентирован так, что дает эффект светящейся оси, когда солнце опускается за горизонт в день рождения короля. Характерными чертами французского сада являются большие площади, сильная композиционная ось, наличие регулярных партеров с затейливыми цветниками, геометрическая стрижка деревьев и кустарников (топиарное искусство), рельеф местности выражен мало – вся композиция носит плоскостной характер, обширные площади, занятые водными зеркалами, фонтаны, барочная скульптура и пластика малых форм. Отдельные элементы сада разнообразны, композиционно выразительны сами по себе. В целом они составляют обширную стройную систему с ярко выраженными пространственными доминантами. Формирование среды идет по линии подчинения природы геометрическим формам, противопоставляемым свободным мягким линиям полей, лесов и рек, являющихся естественной периферией сада.