Большой петергофский дворец история создания. Залы дворца
Большой петергофский дворец история создания. Залы дворца
Прогулка по Большому Петергофскому дворцу начинается на первом этаже, где на выставочных стендах кратко представлена история здания. Далее посетители поднимаются по парадной лестнице на второй этаж, где начинается большая парадная анфилада залов. Залы дворца наглядно иллюстрируют смену мод и политических веяний при русском дворе. Первый зал, открывающийся перед изумленным взором туриста – Танцевальный. Созданный по проекту Растрелли, он воплощает идею имперской роскоши. Пространство зала украшено прихотливой позолоченной резьбой, свет, льющийся из двух рядов окон, отражается в зеркалах, красочный плафон, написанный итальянским художником Бартоломео Тарсия, прославляет мудрое царствование Елизаветы Петровны. Этот роскошный и вычурный стиль барокко спустя двадцать лет сменился строгим и спокойным классицизмом, которому отдавала предпочтение Екатерина Вторая. Классические Чесменский зал и Тронный зал, оформленные Юрием Фельтеном, также прославляют Российскую империю и возвеличивают императрицу Екатерину Вторую, но совершенно другими художественными средствами. Прежде всего это живопись: в Чесменском зале представлены двенадцать полотен Я.-Ф. Хаккерта, изображающие Чесменское сражение. Это самая блестящая победа русского флота над турецким флотом в екатерининскую эпоху. В огромном Тронном зале сразу же притягивает внимание портрет самой Екатерины, написанный Вигилиусом Эриксеном. Он довольно необычен для восемнадцатого века: императрица предстает перед зрителем в военной форме, верхом на коне, в день дворцового переворота, решившего судьбу государства. Следующий зал, Статс-дамская или Аудиенц-зал, сохранил отделку растреллиевских времен. Белая столовая отделана довольно просто и вместе с тем изысканно – гладкие белые стены украшены лепкой, а на большом банкетном столе выставлен замечательный сервиз работы знаменитой фабрики Веджвуда. Стены центрального зал анфилады, Картинного, от пола до потолка украшает живопись итальянского художника Пьетро Ротари, коллекцию этого мастера приобрела Екатерина Вторая. За Картинным залом начинается ряд личных покоев, предназначенных для отдыха, эти комнаты более скромны по размерам, но отделаны не менее роскошно.
Большой каскад петергоф. История
И. К. Айвазовский. Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837Впервые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. В 1712 году начинается строительство загородной императорской резиденции для Петра I. В 1714 году был заложен Большой дворец.
В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль . Для этих целей начали строительство в Стрельне . Однако для круглосуточного функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до отметки примерно 10 метров над уровнем моря, а это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки , так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги ) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки. Способные решить проблему гидротехнические сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность устройства « водных феерий » в Стрельне и перенести строительство в Петергоф смог талантливый инженер и гидротехник Б. Миних .
Петергоф, как дворцово-парковый ансамбль, формировался на протяжении XVIII — начала XX века.
После Октябрьской революции 1917 года дворцы превращены в музеи, когда было принято решение о переносе столицы из Петербурга в Москву в марте 1918 г. Во время войны в годы 900 - дневной блокады Ленинграда (1941—1944) осенью 1941 г. был оккупирован немецкими войсками. Перед их приходом удалось эвакуировать свыше 8 тыс. предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако все каскады ансамбля были практически полностью разрушены артиллерией.
После войны началось восстановление Петергофа, которое продолжается до сих пор. В 1945 г. открыт Нижний парк, год спустя пущены фонтаны. В 1947 году заработал утраченный во время войны фонтан « Самсон ». Ведётся реставрация Большого дворца, Монплезира, Марли, дворца Коттедж. В 1983 г. было воссоздано 155 музейных объектов.
Часть дворцов и парков Петергофа ( Нижний парк , Верхний сад , Александрия , часть Колонистского парка ) в настоящее время входит в состав ГМЗ «Петергоф» .
Большой императорский дворец. Основные строения Большого дворца
Большой дворец Константинополя, реконструкция
Центральным входом во дворец были монументальные ворота Чалке, которые использовались для церемониальных шествий. У них были гигантские бронзовые двери, возможно, объясняющие их название («чалке» означает «медный»). Вариация, построенная Юстинианом I (527-656 г. н.э.), имела четыре арки, поддерживающие купол, и крытую колоннаду. Внутренняя часть купола была украшена сверкающей мозаикой, изображающей императора и его императрицу Феодору вместе с избранной группой сенаторов.
Большой Дворец также функционировал как огромный клад, и не только для золота, серебра, драгоценных камней и военной добычи, но также для бесценных религиозных артефактов. Наиболее почитаемыми были реликвии, связанные с распятием Христа, которые хранились в часовне Девы Фаросской. Другим бесценным артефактом была икона Мандилион. Это плащаница, на которой было отпечатано лицо Иисуса Христа в классической позе, известной как Пантократор, которую сегодня можно увидеть в церквях по всему миру. Плащаница была привезена во Францию рыцарями-крестоносцами, но затем утрачена во время Французской революции.
Императору Феофилу (ок. 829–842 гг. н.э.) приписывают щедрую реставрацию королевского дворца и его садов, которые на протяжении веков превратились в настоящий архитектурный хаос. Здания были снесены, а вместо них возникли новые, однородные, с соединяющимися коридорами, отделанными белым мрамором, тонкой настенной мозаикой и украшенными колоннами из розового и порфирового мрамора.
Карта Петергофа подробная
Петергоф считается самым грандиозным садово-парковым ансамблем 18-19 века, расположившись вдоль южного берега Финского залива. Впервые упомянут как Петергоф в 1705 году в исходном журнале Петра I.
Создание ансамбля архитектурных строений и парковой зоны началось в 1714 году с возведения дворца «Монплезир», Больших и Малых палат. Первым архитектором является архитектор И. Браунштейн. По его наблюдением также создавались Большой каскад, аллеи, насыпная земляная дамба. Создании садово-паркового ансамбля руководили поочередно архитекторы: уже упомянутый И. Браунштейн, Ж. Леблон, Микетти, Б. Растрелли, В. Растрелли, Д. Кваренги, А. Менедac, A. Штакeншнeйдep, И. Шapлeмaн.
Карта Петергофа интерактивная
Дворец «Монплезир» – длинное гармоничное одноэтажное здание – было любимым место Перта в Петергофе и на протяжении двухсот лет тщательно оберегалось как архитектурная реликвия непосредственно связанная с жизнь и деятельностью императора.
Карта Петергофа подробная с обозначениями
По чертежам Микетти созданы большинство фонтанов, беседок, по бокам Больших палат возведены симметричные флигели с галереями. До него – Ж. Леблон проводил большие осушительные работы, проектировал водомёты – это было связано с тем что, несмотря на болотистую местность, парковая зона испытывала недостаток в проточной воде. В которой также нуждались многочисленные фонтаны. Летом 1721 года были запущены водомёты Большого каскада. Это стало возможным из-за строительства по проекту инженера-гидравлика В. Туволкова самотечного водопровода, который доставлял воду с ропшинских родников, расположенных в 24 километрах. Этот водопровод действует и сейчас.